diff --git a/Interpolation/inter.tex b/Interpolation/inter.tex new file mode 100644 index 0000000..9e7a0b5 --- /dev/null +++ b/Interpolation/inter.tex @@ -0,0 +1,217 @@ +\documentclass[12pt]{article} +\usepackage{graphicx} +\usepackage{color} +\usepackage[utf8]{inputenc} +\usepackage[T2A]{fontenc} +\usepackage[russian]{babel} +\usepackage{amsmath} +\usepackage{amssymb} + +\topmargin=-1.8cm +\oddsidemargin=-15mm +\evensidemargin=-15mm +\textheight=24.5cm +\textwidth=19cm +\tolerance=1000 + +\parskip=5pt plus 4pt minus 2pt +\tolerance=9000 +% +\title{Интерполяция полей скорости} +\begin{document} +\maketitle +\section{Координаты и уравнения движения} +Пусть у нас задано поле скорости $(u_{i,j},v_{i,j})$ на некоторой двумерной сетке $(\lambda_{i,j},\varphi_{i,j})$, $i=0,1,\dots,N_x$, $j=0,1,\dots,N_y$, $\lambda_{i,j}$~--- долгота, $\varphi_{i,j}$~--- широта. Мы предполагаем, что эта сетка может быть преобразована к прямоугольному виду, то есть существуют такие функции $X(\lambda,\varphi)$ и $Y(\lambda,\varphi)$, что $x_{i,j}=X(\lambda_{i,j},\varphi_{i,j})=i\Delta x$ и $y_{i,j}=Y(\lambda_{i,j},\varphi_{i,j})=j\Delta y$, где $\Delta x$, $\Delta y$~--- некоторые постоянные числа. Проще говоря, существуют координаты, в которых наша сетка имеет простой прямоугольный вид. В самом простом случае сетка $(\lambda_{i,j},\varphi_{i,j})$ уже имеет прямоугольный вид. Но, для глобальных полей такую сетку не используют в силу сингулярности на Северном полюсе и зависимости разрешения от широты. Сами скорости задаются обычно в см/сек. Однако, для описания крупномасштабных процессов это неудобно и лучше использовать скорости, выраженные в км/сут +% +\begin{equation} +1\,\frac{\text{см}}{\text{сек}}=\frac{10^{-5}\,\text{км}}{\frac{1}{24*3600}\,\text{сут}}=0{,}864\frac{\text{км}}{\text{сут}}. +\end{equation} +% + +Есть несколько возможных подходов к написанию лагранжевых уравнений адвекции. +% +\begin{enumerate} +\item Не преобразовывать ни скорости, ни координаты. Уравнения адвекции выглядят следующим образом: +% +\begin{equation} +\dot\lambda=\frac{10800\cos{\varphi}}{\pi R}u,\quad \dot\varphi=\frac{10800}{\pi R}v, +\end{equation} +% +где $R$~--- радиус Земли. Широта и долготы выражены в минутах, время~--- в сутках, $u$ и $v$~--- в км/сут. Коэффициент $\frac{\pi R}{10800}$ примерно равен морской миле~--- $1{,}852$ км.\\ +{\em Плюсы:} нет необходимости в каких-либо преобразованиях координат, входные и выходные данные задаются непосредственно в географических координатах.\\ +{\em Минусы:} вычисление косинуса на каждом шаге~--- затратная операция, в случае непрямоугольной сетки определение ячейки, в которой находятся текущие координаты (необходимо для нахождения интерполированых скоростей), является непростой операцией. +\item Перейдя от линейных скоростей в правой части к угловым, мы получаем максимально простые уравнения адвекции +% +\begin{equation} +\dot\lambda=u,\quad \dot\varphi=v. +\label{maineq} +\end{equation} +% +Здесь $u$ и $v$ выражены в мин/сут.\\ +{\em Плюсы:} те же, что и у первого способа, быстрое численное интегрирование уравнений.\\ +{\em Минусы:} всё те же проблемы с непрямоугольными сетками. +\item Преобразовать координаты и скорости в прямоугольную сетку. +Уравнения движения будут иметь тот же вид, что и в предыдущем случае, но для некоторых абстрактных координат и скоростей. +% +\begin{equation} +\dot x=u,\quad \dot y=v. +\end{equation} +% +{\em Плюсы:} максимально простое и быстрое численное интегрирование.\\ +{\em Минусы:} мы считаем в абстрактных координатах, следовательно, все входные и выходные данные должны преобразовываться. Кроме этого, при данном подходе неудобно рассчитывать различные интегральные функции от траектории (например, её длину) из-за необходимости преобразования метрики на каждом шаге, что может сильно увеличить время счёта. +\end{enumerate} +% +Мы считаем последним способом ещё и потому, что в этом случае програмный код получается универсальным и не зависит от реальной сетки $(\lambda_{ij},\varphi_{ij})$. + +\section{Интерполяция} +Поле скорости у нас задано только на сетке $(x_{i,j},y_{i,j},t_k)$, однако, для интегрирования уравнений адвекции необходимы значения скорости в произвольной точке пространства $(x,y)$ и в произвольный момент времени $t$. Для нахождения этих значений используются различные методы интерполяции. Мы используем два: линейную и бикубическую интерполяцию в пространстве и линейную и кубическими полиномами третьего порядка во времени. +\subsection{Интерполяция в пространстве} +Рассмотрим отдельную ячейку нашей пространственной сетки единичной ширины и высоты (это всегда можно сделать соответствующей нормировкой). В четырёх углах углах ячейки нам известны значения некоторой функции $z(x,y)$, а именно $z(0,0)=z_{00}$, $z(1,0)=z_{10}$, $z(0,1)=z_{01}$, $z(1,1)=z_{11}$ (см. Рис.~\ref{Fig-cell}) +% +\begin{figure}[!htb] +\begin{center} +\includegraphics[width=0.4\textwidth]{net.eps} +\caption{Элементарная ячейка сетки, в которой производится интерполяция.} +\label{Fig-cell} +\end{center} +\end{figure} +% +Рассмотрим сперва линейную интерполяцию. В этом случае мы считаем, что функция $z(x,y)$ является линейной вдоль любой вертикальной или горизонтальной линии. Соответственно, мы можем найти $z(x,y)$, найдя сперва $z(x,0)$, $z(x,1)$ (или $z(0,y)$, $z(1,y)$, результат будет тот же) +% +\begin{equation} +\begin{gathered} +z(x,0)=(z(1,0)-z(0,0))x+z(0,0)=(z_{10}-z_{00})x+z_{00},\\ +z(x,1)=(z(1,1)-z(0,1))x+z(0,1)=(z_{11}-z_{01})x+z_{01},\\ +z(x,y)=(z(x,1)-z(x,0))y+z(x,0)=axy+bx+cy+d,\\ +a=z_{11}-z_{01}-z_{10}+z_{00},\quad b=z_{10}-z_{00},\quad c=z_{01}-z_{00},\quad d=z_{00}. +\end{gathered} +\label{linint} +\end{equation} +% +Таким образом, несмотря на название метода, интерполирующая функция является нелинейной. Линейная интерполяция обеспечивает непрерывность функции $z(x,y)$ при пересечении границ ячейки, но её производные разрывны на этих границах. + +Интерполирующая функция для бикубической интерполяции имеет вид +% +\begin{multline} +z(x,y)=a_{00}+a_{10}x+a_{20}x^2+a_{30}x^3+a_{01}y+a_{11}xy+a_{21}x^2y+a_{31}x^3y+\\ ++a_{02}y^2+a_{12}xy^2+a_{22}x^2y^2+a_{32}x^3y^2+a_{03}y^3+a_{13}xy^3+a_{23}x^2y^3+a_{33}x^3y^3 +\label{bicubic} +\end{multline} +% +и содержит $16$ коэффициентов. Для их нахождения необходимо знать не только значения функции на сетке, но и значения производных $\partial z/\partial x$, $\partial z/\partial y$ и $\partial^2 z/\partial x \partial y$. Так как мы имеем только сами значения функции, нам необходимо найти эти производные путём численного дифференцирования +% +\begin{equation} +\begin{aligned} +\frac{\partial z}{\partial x}&=z^x_{i,j}=\frac{z_{i+1,j}-z_{i-1,j}}{2},\\ +\frac{\partial z}{\partial y}&=z^y_{i,j}=\frac{z_{i,j+1}-z_{i,j-1}}{2},\\ +\frac{\partial^2 z}{\partial x\partial y}&=z^{xy}_{i,j}=\frac{z^y_{i+1,j}-z^y_{i-1,j}}{2}. +\end{aligned} +\end{equation} +% +В точках, где использование центральных разностей невозможно (вблизи границ сетки или около берега), используются правые или левые разности. Таким образом, для каждой ячейки сетки мы получаем $16$ значений функции, её первых производных и смешаной второй производной в углах ячейки. Коэффициенты интерполирующей функции получаются следующим образом +% +\begin{equation} +\begin{gathered} +a_{00}=z_{00},\quad +a_{01}=z^y_{00},\quad +a_{02}=3(z_{01}-z_{00})-2z^y_{00}-z^y_{01},\quad +a_{03}=2(z_{00}-z_{01})+z^y_{00}+z^y_{01},\\ +a_{10}=z^x_{00},\quad +a_{11}=z^{xy}_{00},\quad +a_{12}=3(z^x_{01}-z^x_{00})-2z^{xy}_{00}-z^{xy}_{01},\quad +a_{13}=2(z^x_{00}-z^x_{01})+z^{xy}_{00}+z^{xy}_{01},\\ +a_{20}=3(z_{10}-z_{00})-2z^x_{00}-z^x_{10},\quad +a_{21}=3(z^y_{10}-z^y_{00})-2z^{xy}_{00}-z^{xy}_{10},\\ +\begin{aligned} +a_{22}=9(z_{00}-z_{01}-z_{10}+z_{11})&+6(z^x_{00}-z^x_{01}+z^y_{00}-z^y_{10})+{}\\ +{}&+3(z^x_{10}-z^x_{11}+z^y_{01}-z^y_{11})+2(z^{xy}_{01}+z^{xy}_{10})+4z^{xy}_{00}+z^{xy}_{11}, +\end{aligned}\\ +\begin{aligned} +a_{23}=6(z_{01}+z_{10}-z_{00}-z_{11})+4(z^x_{01}-z^x_{00})&+3(z^y_{10}+z^y_{11}-z^y_{00}-z^y_{01})+{}\\ +{}&+2(z^x_{11}-z^x_{10}-z^{xy}_{00}-z^{xy}_{01})-z^{xy}_{10}-z^{xy}_{11}, +\end{aligned}\\ +a_{30}=2(z_{00}-z_{10})+z^x_{00}+z^x_{10},\quad +a_{31}=2(z^y_{00}-z^y_{10})+z^{xy}_{00}+z^{xy}_{10},\\ +\begin{aligned} +a_{32}=6(z_{01}+z_{10}-z_{00}-z_{11})+4(z^y_{10}-z^y_{00})&+3(z^x_{01}+z^x_{11}-z^x_{00}-z^x_{10})+{}\\ +{}&+2(z^y_{11}-z^y_{01}-z^{xy}_{00}-z^{xy}_{10})-z^{xy}_{01}-z^{xy}_{11},\\ +\end{aligned}\\ +\begin{aligned} +a_{33}=4(z_{00}-z_{01}-z_{10}+z_{11})+2(z^x_{00}-z^x_{01}+z^x_{10}-z^x_{11}+z^y_{00}&-z^y_{10}+z^y_{01}-z^y_{11})+{}\\ +{}&+z^{xy}_{00}+z^{xy}_{01}+z^{xy}_{10}+z^{xy}_{11}. +\end{aligned} +\end{gathered} +\label{bicub_coeff} +\end{equation} +% +Из-за более сложных формул, бикубическая интерполяция работает существенно медленнее линейной. + +\subsection{Интерполяция во времени} +Так как нам нужно получать значения скоростей не только в произвольном месте, но и в произвольное время, необходимо делать дополнительно интерполяцию во времени. Эта задача существенно проще пространственной интерполяции, так как в данном случае мы имеем дело с одномерной функцией. Простейший вид интерполяции~--- линейный +% +\begin{equation} +z(x,y,t)=\frac{z(x,y,t_{k+1})-z(x,y,t_k)}{\Delta t} (t-t_k)+z(x,y,t_k). +\label{lint} +\end{equation} +% +где $\Delta t$~--- шаг сетки по времени. + +Мы также используем интерполяцию кубическими полиномами Лагранжа\footnote{Полином Лагранжа степени $n$~--- это такой полином, который в $n+1$ точке имеет заданные значения.}. Для $t\in[t_k:t_{k+1}]$ мы имеем +% +\begin{equation} +z(x,y,t)=a_0(x,y)+a_1(x,y)t+a_2(x,y)t^2+a_3(x,y)t^3. +\label{cubt} +\end{equation} +% +Коэффициенты $a_i(x,y)$ рассчитываются из значений $z_i=z(x,y,t_i)$, которые, в свою очередь, находятся пространственной интерполяцией +% +\begin{equation} +\begin{gathered} +a_0=z_k,\qquad +a_1=\left\{ + \begin{aligned} + -&\frac{11}{6}z_k+3z_{k+1}-\frac{3}{2}z_{k+2}+\frac{1}{3}z_{k+3}, &k&=0,\\ + -&\frac{1}{3}z_{k-1}-\frac{1}{2}z_k+z_{k+1}-\frac{1}{6}z_{k+2}, &k&\in[1:N_t-2],\\ + &\frac{1}{6}z_{k-2}-z_{k-1}+\frac{1}{2}z_k+\frac{1}{3}z_{k+1}, &k&=N_t-1, + \end{aligned}\right.\\ +a_2=\left\{ + \begin{aligned} + &z_k-\frac{5}{2}z_{k+1}+2z_{k+2}-\frac{1}{2}z_{k+3}, &k&=0,\\ + &\frac{1}{2}z_{k-1}-z_k+\frac{1}{2}z_{k+1}, &k&\geqslant 1, + \end{aligned}\right.\quad +a_3=\left\{ + \begin{aligned} + -&\frac{1}{6}z_k+\frac{1}{2}z_{k+1}-\frac{1}{2}z_{k+2}+\frac{1}{6}z_{k+3}, &k&=0,\\ + -&\frac{1}{6}z_{k-1}+\frac{1}{2}z_k-\frac{1}{2}z_{k+1}+\frac{1}{6}z_{k+2}, &k&\in[1:N_t-2],\\ + -&\frac{1}{6}z_{k-2}+\frac{1}{2}z_{k-1}-\frac{1}{2}z_k+\frac{1}{6}z_{k+1}, &k&=N_t-1. + \end{aligned}\right. +\end{gathered} +\end{equation} +% + +\section{Общий алгоритм} +\begin{enumerate} +\item Скорости и координаты преобразуются в прямоугольную сетку. Создаётся файл для интерполяции, содержащий информацию о сетке (число шагов $N_x$, $N_y$, $N_t$ и величина шага $\Delta x$, $\Delta y$, $\Delta t$ по каждой координате и времени) и скорости. Можно представить себе сетку как стопку плоскостей, расчерченых на прямоугольники. Каждая плоскость~--- это карта скоростей в фиксированый момент времени. +\item Для расчёта мы используем либо линейную интерполяцию в пространстве и времени, либо бикубическую в пространстве и полиномиальную во времени. Каждая компонента скорости интерполируется независимо от другой. + \begin{enumerate} + \item Определяем ячейку $(i,j,k)$, в которой находится точка $(X,Y,T)$ и нормированые координаты внутри этой ячейки + \begin{equation} + \begin{aligned} + i&=[X/\Delta x], &j&=[Y/\Delta y], &k&=[T/\Delta t],\\ x&=\frac{X-i\Delta x}{\Delta x}, &y&=\frac{Y-j\Delta y}{\Delta y}, &t&=\frac{T-k\Delta t}{\Delta t}, + \end{aligned} + \end{equation} + где $[r]$~--- целая часть числа $r$. + \item По формуле \eqref{linint} находим значения $u$ и $v$ на верхней и нижней гранях ячейки в точке $(x,y)$. + \item По формуле \eqref{lint} находим значения $u$ и $v$ в точке $(x,y,t)$. + \end{enumerate} +Для второго метода алгоритм чуть сложнее. + \begin{enumerate} + \item Ячейка и нормированые координаты находятся так же, как и в первом случае. + \item Для четырёх временных плоскостей, ближайших к $T$, находятся по формуле \eqref{bicub_coeff} коэффициенты бикубического полинома \eqref{bicubic}\footnote{На самом деле они рассчитываются только один раз для каждого квадратика на плоскости, а потом хранятся в памяти. Пересчёт их при каждом определении скоростей~--- слишком дорогое удовольствие.}. + \item Рассчитываются по формуле \eqref{bicubic} значения скоростей в точке $(x,y)$ на четырёх временных плоскостях. + \item Скорости окончательно рассчитываются по формуле \eqref{cubt}. + \end{enumerate} +\item Полученные скорости подставляются в уравнение \eqref{maineq} и интегрируются. +\item Выходные данные либо используются как есть (для анализа), либо трансформируются обратно в географические координаты (для статей). +\end{enumerate} +\end{document} diff --git a/Interpolation/net.eps b/Interpolation/net.eps new file mode 100644 index 0000000..3002cfa --- /dev/null +++ b/Interpolation/net.eps @@ -0,0 +1,139 @@ +%!PS-Adobe-2.0 EPSF-2.0 +%%Title: net.eps +%%BoundingBox: 85 85 210 215 +%%EndComments +gsave +100 100 translate +10 dict begin +/l 100 def +/r 3 def +/mlw 0.5 def +/r0 2 def +/rs 1.5 def +/x 0.45 def +/y 0.7 def +/dlw 0.5 def +/dash [ 2 2 ] def +/fs 15 def +/sfs fs 0.5 mul def +/dn fs -0.1 mul def +/shb -4 def +/shu 6 def + +/strparams {20 dict begin /inp exch def gsave newpath 0 0 moveto + /stringtype {inp false charpath} def + /arraytype + { + inp {dup dup 0 get findfont exch 1 get scalefont setfont + dup 2 get /x exch def dup 3 get /y exch def + dup 5 get {x y rmoveto 4 get false charpath}{pop} ifelse + } forall + } def + inp type exec pathbbox + /ury exch def /urx exch def /lly exch def /llx exch def + % Return values + urx llx sub ury lly sub llx neg lly neg +grestore end} def +/GetParam { 3 dict begin + /default exch def /key exch def /dict exch def + dict key known {dict key get}{default} ifelse + end +} def +/Show {20 dict begin /Params exch def /String exch def + /HAlign Params /HAlign -1 GetParam def + /VAlign Params /VAlign -1 GetParam def + /UseHShift Params /UseHShift false GetParam def + /UseVShift Params /UseVShift false GetParam def + String strparams /VShift exch def /HShift exch def /Height exch def /Width exch def + % Correct HAlign and VAlign + HAlign 0 lt {/HAlign -1 def}{} ifelse HAlign 0 gt {/HAlign 1 def}{} ifelse + VAlign 0 lt {/VAlign -1 def}{} ifelse VAlign 0 gt {/VAlign 1 def}{} ifelse + % Move initial point + UseHShift {HShift 0 rmoveto}{} ifelse UseVShift {0 VShift rmoveto}{} ifelse + HAlign 0 eq {Width -0.5 mul 0 rmoveto}{} ifelse HAlign 1 eq {Width neg 0 rmoveto}{} ifelse + VAlign 0 eq {0 Height -0.5 mul rmoveto}{} ifelse VAlign 1 eq {0 Height neg rmoveto}{} ifelse + /stringtype {show} def + /arraytype {{ + dup dup 0 get findfont exch 1 get scalefont setfont currentpoint 3 -1 roll dup dup 2 get exch 3 get rmoveto dup 4 get show + dup length 5 eq {pop pop pop}{ + dup length 6 eq {5 get {pop pop}{moveto} ifelse}{ + dup 5 get exch 6 get currentpoint 4 -2 roll % x0 y0 x y ux uy + {1}{3}ifelse index exch % x0 y0 x y ye ux + {2}{4}ifelse index exch %x0 y0 x y xe ye + moveto pop pop pop pop + }ifelse}ifelse + }forall} def + String dup type exec +end} def + + +0 setgray + +newpath +0 0 r 0 360 arc +fill +newpath +0 l r 0 360 arc +fill +newpath +l l r 0 360 arc +fill +newpath +l 0 r 0 360 arc +fill +newpath +x l mul y l mul r0 0 360 arc +fill +newpath +x l mul 0 rs 0 360 arc +fill +newpath +0 y l mul rs 0 360 arc +fill + +mlw setlinewidth +newpath +0 0 moveto +0 l lineto +l l lineto +l 0 lineto +0 0 lineto +stroke + +dlw setlinewidth +dash 0 setdash +newpath +x l mul 0 moveto +x l mul y l mul lineto +0 y l mul lineto +stroke + +0 0 moveto [ +[ /Times-Italic fs 0 shb (z) true] +[ /Times-Italic sfs 0 dn (00) true] +] << /HAlign 0 /VAlign 1>> Show +l 0 moveto [ +[ /Times-Italic fs 0 shb (z) true] +[ /Times-Italic sfs 0 dn (10) true] +] << /HAlign 0 /VAlign 1>> Show +0 l moveto [ +[ /Times-Italic fs 0 shu (z) true] +[ /Times-Italic sfs 0 dn (01) true] +] << /HAlign 0 /VAlign -1>> Show +l l moveto [ +[ /Times-Italic fs 0 shu (z) true] +[ /Times-Italic sfs 0 dn (11) true] +] << /HAlign 0 /VAlign -1>> Show +l x mul 0 moveto [ +[ /Times-Italic fs 0 shb (x) true] +] << /HAlign 0 /VAlign 1>> Show +0 l y mul moveto [ +[ /Times-Italic fs -3 0 (y) true] +] << /HAlign 1 /VAlign 0>> Show +l x mul l y mul moveto [ +[ /Times-Italic fs 3 3 (z) true] +] << /HAlign -1 /VAlign -1>> Show + +end +grestore +%%EOF